КЛИМАТ И ПРИРОДА № 3-4 (52-53) 2024
ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА МУЛЬТИРИСКОВ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО СТРАНАМ МИРА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА. Кузьмин С.Б.

Д.геогр.н., в.н.с.; Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН; Иркутск, Россия; e-mail: sergey_kuzmin1966@mail.ru
https://elibrary.ru/tnungx

Аннотация. Актуальность и необходимость глобального подхода к оценке природных опасностей становится в последние годы все более очевидной для общества, ученых, структур управления, бизнеса, политиков, которые заинтересованы в снижении риска стихийных бедствий. Различные природные (землетрясения, цунами, ураганы, наводнения) и антропогенные (промышленные аварии, загрязнение и деградация ландшафтов, истощение природных ресурсов) опасности постоянно угрожают миллионам людей во всем мире. Они сильно отличаются друг от друга, но подвергающиеся их воздействию активы в основном одни и те же: население, экономика, территории, экосистемы, инфраструктура, окружающая среда. Результаты воздействия на них следует рассматривать как динамический процесс, лучшими примерами которого являются быстрая урбанизация, депопуляция сельских районов, изменения, связанные с фактической эволюцией самих поселений, снижение качества жизни и др. В этом аспекте главная задача исследователей состоит в том, чтобы найти инновационные, по возможности наиболее простые и эффективные методы сбора, организации, хранения и передачи данных о таких воздействиях в глобальном масштабе, учитывая присущую им пространственно-временную динамику. Целью настоящей статьи является сравнительный анализ проблем реализации модели воздействия в глобальном масштабе, подходящей для различных природных опасностей в рамках динамической и масштабируемой структуры. Мы сравнили разработанный нами авторский метод оценки риска природопользования и метод оценки глобального индекса риска для всех стран мира. В таком контексте новые технологии, от дистанционного зондирования до краудсорсинга, оцениваются на предмет их пригодности для моделирования воздействия. Затем составляется дорожная карта для использования глобальной модели воздействия, которая будет постоянно развиваться с течением времени за счет ввода и обновления данных, включая рассмотрение неопределенностей. Такая модель заложит основу для глобальной оценки уязвимости и рисков от стихийных бедствий, предоставляя надежную стандартизированную информацию об активах и субъектах, подверженных воздействию различных природных опасностей.

Ключевые слова: риск природопользования, глобальный индекс риска, стихийные бедствия, опасные природные процессы, природные ресурсы, страны мира
КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

АСТРОНОМЫ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР. Метон Афинский, Аристарх Самосский, Эратосфен, Гиппарх. Розгачева И.К.

К.ф.-м.н.; Московский политехнический университет; Москва, Россия; e-mail: rozgacheva@yandex.ru
https://elibrary.ru/bnccur

Аннотация. В предлагаемом цикле статей рассказывается об астрономах, деятельность которых способствовала развитию астрономической картины мира и открытию законов мироздания.
Ключевые слова: Метон Афинский, Аристарх Самосский, Эратосфен, Гиппарх, неравномерность движения Солнца, метонов цикл, гелиоцентрическая система мира, Великий год Аристарха, армиллярная сфера, радиус Земли, хронология, географические карты, сито Эратосфена, звездный каталог, прецессия, звездная величина, апогей, перигей, линия апсид, эксцентриситет, аномалистический месяц, географические координаты
МУЗЕОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКИХ МУЗЕЕВ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ МГУ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА. Винник М.А.
Д.пед.н., в.н.с., профессор; Музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова; Москва, Россия; e-mail: vin_nik@mail.ru
https://elibrary.ru/bvofqu

Аннотация. В статье раскрыта роль вузовских музеев в общей системе образования. Показаны этапы развития образовательного потенциала вузовских музеев в целом и Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова в частности.
Ключевые слова: музеи, вузовские музеи, музейная педагогика, образование музейными средствами, Музей землеведения МГУ